Факторный анализ пример расчета

Ни одна компания не может обойтись без такого аналитического инструмента, как факторный анализ. Не важно, имеет ли бизнес миллионы прибыли или убытки — важно понимать, какие факторы оказали влияние на появления прибыли или убытка. Почему статья называется Факторный анализ простым языком? Почему именно простым?

Например, Википедия определяет факторный анализ как “многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных”. Отлично, только что делать, если мы только начинаем постигать азы аналитики в целом и факторного анализа в частности? Именно поэтому в данной статье рассмотрен самый простой пример факторного анализа на примере 3-х магазинов одной сети.

Мы проведем факторный анализ показателей реализации продукции, т.е. товарооборота, валовой прибыли и себестоимости складских запасов в разрезе трех магазинов компании и определим, как каждый из магазина в том или ином случае повлияли на общий результат компании. Таким образом, магазин будет являться фактором, который влияет на общий результат работы компании.

Факторный анализ пример расчета по продажам

 

Имеем такую таблицу, в которой показаны суммы продаж за 2019 и 2020 годы по трем магазинам сети.
факторный анализ пример расчета

Как видите, товарооборот в 2020 году изменился по отношению к 2019 г. во всех магазинах. У кого-то уменьшился, у кого-то увеличился. И нужно понять, насколько изменение товарооборота конкретного магазина повлияло на общий результат деятельности компании.

Для этого добавим в таблицу следующие столбцы:

факторный анализ пример расчета

Для начала нашего факторного анализа посчитаем структуру товарооборота в 2019 году. Структура будет показывать долю каждого магазина в суммарных продажах за 2019 год.

Для этого в ячейку Е4 введем следующую формулу:

факторный анализ пример расчета

Нужно поделить продажи Магазина 1 на общую сумму продаж. Не забудьте закрепить значение итоговой ячейки C7 в формуле знаками $ ($C$7). Закрепить значение ячейки можно, установив курсор на C7 и нажав клавишу F4 (подробнее об абсолютных и относительных ссылках в *статье*). Это нужно для того, чтобы ссылка на итоговую ячейку не съехала при протягивании формулы вниз.
Для полученного результата выберем процентный формат ячейки и протянем формулу вниз:

факторный анализ пример расчета

На данном этапе факторного анализа видим, что наибольший вклад в товарооборот компании за 2019 г. внес Магазин 2 — 40%. В итоговой ячейке нужно просуммировать получившиеся проценты, сумма обязательно должна быть равна 100% — это значит, что все посчитано верно.

Далее в ячейке F4 посчитаем прирост продаж 2020 года к 2019. Для этого разделим сумму продаж за 2020 г на сумму за 2019 и отнимем единицу (стандартная формула для расчета изменения показателя).

факторный анализ пример расчета

Протянем формулу вниз, захватывая итоговую строку, и увидим, что продажи в 2020 г. в целом по компании выросли на 21% по отношению к предыдущему году. Также видим изменение товарооборота в каждом из магазинов.

факторный анализ пример расчета

И в завершении данного этапа факторного анализа нужно умножить долю магазина на прирост продаж. Для этого в ячейке G4 напишем следующую формулу:

факторный анализ пример расчета

Протянем формулу вниз до итоговой ячейки.

Что же можно увидеть из итоговых результатов факторного анализа по товарообороту?

факторный анализ пример расчета

В целом товарооборот, вырос на 21,5% (выведем десятые доли для наглядности). И эти 21,5% складываются из следующих составляющих (факторов):
Фактор “Магазин 1” дал -1,1 % прироста в изменении товарооборота компании (т.е. падение товарооборота, т.к. прирост отрицательный)
Фактор “Магазин 2” для 2,5 % прироста из 21%.
А вот Фактор “Магазин 3” дал 20,1% прироста в составе группы магазинов, и аж 89% по отношению к собственным продажам в предыдущем году.

В итоге:
-1,1% + 2,5% + 20,1% = 21,5%

Таким образом, этот простой пример факторного анализа показывает, что максимальный вклад в прирост товарооборота сделал фактор “Магазин 3”.

Но не будем останавливаться на достигнутом, т.к. нам, во-первых, нужно понять, так ли на самом деле успешен Магазин 3 (ведь конечной целью бизнеса является получение прибыли, а не выручки), а во-вторых, понять, чем можно объяснить такой большой прирост продаж по данному магазину и падение продаж по Магазину 1.

 

Факторный анализ по операционной прибыли

 

Что такое операционная прибыль, можно прочитать в статье Что такое прибыль. Виды прибыли

Факторный анализ по операционной прибыли проведем по тем же этапам, что и анализ по продажам. Используем те же дополнительные столбцы и такие же формулы (их можно даже скопировать).

В итоге видим, что Магазин 3, который показывал головокружительный рост выручки, по операционной прибыли уже не такой успешный.

факторный анализ пример расчета

О чем это может говорить? О том, что нужно проводить дополнительный анализ факторов, которые могли повлиять на операционную прибыль. В данном случае в Магазине 3 сильно увеличились издержки (намного сильнее, чем выросла выручка), и при дополнительном анализе нужно понять, какие именно это издержки. Возможно, значительно увеличился штат сотрудников или арендуемая площадь, и т.д.

Магазин 2 показал рост прибыли больше, чем рост выручки. Это может говорить о том, что данный магазин снизил издержки (например, сократился штат сотрудников).

 

Факторный анализ пример расчета по себестоимости складских запасов

 

Дополнительно можно провести факторный анализ складских запасов. Это нужно, чтобы понять, за счет чего изменяется выручка.

Проделаем те же шаги, что и на предыдущих двух этапах.
Видим, что у Магазин 3, который показал высокий рост выручки и совсем небольшой рост операционной прибыли, очень сильно выросла сумма складских запасов.
Какой можно сделать предварительный вывод? Например, что Магазин 3, увидев тенденцию к росту продаж, арендовал дополнительную площадь для хранения товарных запасов. А рост выручки хоть и был достаточно высок — но меньше ожидаемого, и в итоге аренда дополнительных площадей для хранения сказалась на прибыли не лучшим образом.

факторный анализ пример расчета

Таким вот нехитрым образом можно провести простой факторный анализ. Конечно, для полноценной аналитики этого может быть недостаточно, нужно учитывать еще множество факторов и составляющих. Но для того, чтобы увидеть общие тенденции, такого простого анализа бывает достаточно.

Более подробно о факторном анализе с примерами расчета можно прочитать в статьях: