Факторный анализ выручки

Выручка — то, с чего начинается анализ эффективности любого бизнеса. В этой статье узнаем, как делать верхнеуровневый факторный анализ выручки на основе данных по цене и количеству проданных единиц, а также по среднему чеку и количеству покупателей.

 

Подробнее о том, что такое выручка, можно почитать в разделе Выручка статьи Что такое прибыль. Виды прибыли.

 

Два способа расчета выручки

 

В данный статье мы будет «считать» выручку именно с позиции аналитика — не имея доступ к кассовому аппарату и выпискам со счетом компании. У аналитика обычно есть только цифры, которыми нужно уметь оперировать.

Выручку можно считать несколькими способами.

 

Способ 1. Расчет выручки от цены и объема продаж

 

Выручка = Кол-во проданных единиц   х   Цена товара

 

Но этот способ подходит, если считать выручку в разрезе каждого SKU (stock keeping unit, или позиция в ассортименте с уникальными характеристиками и ценой). 

Другими словами, если у вас есть “Печенье 100 грамм” по цене 200 руб. и “Печенье 140 грамм” по цене 130 руб. — это два разных SKU, и для них подходит вышеуказанная формула.

 

Способ 2. Расчет выручки от среднего чека и количества покупателей

 

Выручка = Кол-во покупателей (чеков)   х   Средний чек

 

Этот способ подходит для расчета выручки в укрупненном разрезе — для торговой точки или компании в целом. Также такой способ подходит для расчета выручки в разрезе периода (например, по месяцам).

 

Как посчитать выручку в Excel пример

 

Рассмотрим примеры и формулы расчета выручки в Excel.

Расчет выручки от цены и объема продаж

 

В примере приведена таблица продаж пряжи для вязания с указанием проданного количества пряжи и цены за единицу.

Чтобы определить выручку в разрезе каждой позиции в ассортименте, нужно умножить количество проданных единиц товара на его цену.

 

факторный анализ выручки

 

Чтобы определить суммарную выручку за весь проданный товар, нужно просуммировать выручку по каждой единице товара.

 

факторный анализ выручки

 

Есть еще один способ определить суммарную выручку от цены и объема — при помощи функции СУММПРОИЗВ.

Синтаксис функции:

=СУММПРОИЗВ(массив1;[массив2];…;[массив n])

 

Суть работы функции СУММПРОИЗВ в том, что она последовательно перемножает элементы указанных массивов между собой, после чего суммирует.

В нашем примере массив 1 — это количество, а массив 2 — цена. Формула последовательно умножает и суммирует элементы:

(100 * 200) + (226 * 146) + …+(256 * 394)

 

факторный анализ выручки

 

Как видите, результат вычисления функции СУММПРОИЗВ получился аналогичный предыдущему варианту.

 

Достаточно распространенной ошибкой является считать выручку как количество проданного товара * среднюю цену товара.
Этот способ приводит к ошибкам, например, в данном примере средняя цена товара 261,9, если ее умножить на количество, то получим выручку 261,9*1524 = 399 135, хотя на самом деле она 393 156.

 

Расчет выручки от среднего чека и количества покупателей

 

Здесь нужно умножить количество чеков (1 чек = 1 покупатель) на средний чек.

 

факторный анализ выручки

 

Важный момент: количество чеков и средний чек должны относиться к строго одинаковому периоду и одной и той же организационное единице (например, магазин).

 

Итоговую выручку можно посчитать:

1. Просуммировав выручки за отдельные периоды.

 

факторный анализ выручки

 

2. Умножив суммарное количество чеков за все периоды на средний чек за период.

Здесь кроется еще одна распространенная ошибка — усреднение средних чеков.
Нельзя определять средний чек за период как среднее между средними чеками за отдельные периоды.

 

Более подробно про особенности расчета среднего чека можно прочитать в статье Анализ среднего чека в продажах

 

 

 

Факторный анализ изменения выручки

 

Факторный анализ изменения выручки в зависимости от цены и объема продаж

 

Рассмотрим на примере динамики выручки между двумя месяцами.

 

Январь — выручка 393 156

Февраль — выручка 460 190.

Дельта +17%

 

факторный анализ выручки

 

Обратите внимание  на формулу расчета динамики выручки в процентах:

Выручка за текущий период / Выручка за предыдущий период — 1

 

 

Добавим еще два столбца, которые будут показывать дельту изменения Кол-ва проданных единиц и Цены.

Формулы для них пропишем аналогично формуле для изменения выручки, например:

∆ Кол-ва ед. = Кол-во проданных ед. за текущий мес / Кол-во проданных ед. за предыдущий мес. — 1

То же самое для Цены.

выручка

 

Теперь обратим внимание на столбец итогов. Наша задача — прочитать его:

Выручка выросла на +17% из-за роста количества проданного товара на +8% и роста цены товара на +8%.

 

Обратите внимание, что в дельты составляющих в сумме не обязательно равны итоговой дельте (8% + 8% не равно 17%).

 

Таким образом, получили факторный анализ изменения выручки в зависимости от цены и объема проданной продукции.

 

Факторный анализ изменения выручки в зависимости от количества покупателей и среднего чека

 

Данный вид анализа выручки похож на предыдущий — он так же складывается из расчета изменения двух компонентов: количества покупателей (или количества чеков, это то же самое) и среднего чека.

Для примера рассмотрим динамику выручки февраля к январю. Формулы для расчета показателей аналогочны предыдущий примерам, но на всякий случай приведены на скриншоте под цифрами.

 

 

“Прочитаем” цифры:

Выручка выросла на +9% из-за роста количества покупателей на +34% при снижении среднего чека на -19%.

Получили факторный анализ выручки в зависимости от количества покупателей и среднего чека.

В этой статье мы узнали, как можно посчитать выручки и познакомились с приемами, которыми можно произвести факторный анализ выручки.