Маржа и наценка — в чем разница между этими понятиями? Многие путают эти показатели, и вот почему:
Предположим, мы купили килограмм яблок на базе за 100 руб., перепродали его на рынке за 200 руб.
Наценка равна 100 руб., и маржа равна 100 руб, потому что:
Наценка = Цена продажи — Себестоимость
в нашем примере Наценка = 200 руб. — 100 руб. = 100 руб.
и Маржа = Цена продажи — Себестоимость
Чувствуете, что на что-то похоже? Ага, на формулу наценки — точнее, они одинаковые.
Так в чем же разница между маржой и наценкой? И почему в данном примере наценка будет 100%, а маржа только 50%?
Разница между маржой и наценкой
В абсолютной выражении (т.е в деньгах) разницы между маржой и наценкой нет.
И маржа, и наценка — это дельта между ценой продажи и ценой закупки или производства.
Чтобы понять отличие, обратимся к определениям:
Наценка — это часть цены товара, которая прибавляется к себестоимости.
Маржа — это доля прибыли в цене товара.
Т.е. наценка формируется как бы “наружу” от себестоимости товара. А маржа — внутрь.
Именно поэтому маржа не может быть равна или больше 100%, а наценка — может.
А теперь мы подошли к тому — в чем же разница между маржой и наценкой.
Как мы уже поняли, разница есть только в процентном выражении, и возникает она из-за того, что используется разный знаменатель.
Сравните две формулы:
Числитель у формул одинаковый — это разница между ценой и себестоимостью.
А вот знаменатель разный — в случае наценки эта разница соотносится с себестоимостью, а в случае с маржинальностью — с ценой товара.
Поэтому для нашего примера:
Наценка в % = 100 руб. (наценка) / 100 руб. (себестоимость) = 100%
Маржинальность в % = 100 руб. (маржа) / 200 руб (цена товара) = 50%
Если вы заметили, то сначала я использовала термин “маржа”, а потом “маржинальность”. По сути, это одно и то же, но “маржа” чаще всего применяют для абсолютных выражений (в рублях), а маржинальность — для относительных, в процентах.
Как посчитать маржу и наценку в Excel
Рассмотрим на простом примере, как посчитать маржу и наценку в Excel — в рублях и процентах. Формулы выведены сверху таблицы
Формула расчета наценки и маржи в рублях одинаковая.
Для расчета наценки в % нужно разделить наценку в рублях на себестоимость.
Для расчет маржи в % нужно разделить маржу в рублях на цену.
Зависимость между изменениями наценки и маржи
Логично предположить, что поскольку эти показатели равны в абсолютном выражении, то и динамика их изменения будет одинаковой.
Однако, нет. Конечно, при увеличении наценки увеличивается и маржа — но не в равной степени и даже не пропорционально.
Рассмотрим на примере. Цена товара будет неизменной, меняться будет только себестоимость.
При увеличении наценки маржа также будет расти — но меньшими темпами. Это опять же связано с тем, что маржа не может быть больше 100% (т.е. больше цены товара), а наценка — может.
Сообщество Excel Analytics | обучение Excel